Муфты свободного хода и их функции

    Муфта свободного хода (обгонная) — это механизм, передающий крутящий момент от ведущего вала к ведомому и предотвращающий обратную передачу при превышении оборотов ведомого вала относительно ведущего. Усилие передается только в одну сторону, при обратном вращении муфта свободно прокручивается.

    Конструкция

    Конструкционно разные типы обгонных муфт различаются механизмом зацепления и разделяются на роликовые и храповые.

    Роликовая муфта состоит из внешнего и внутреннего колец. Внешнее кольцо соединено с ведомым валом и имеет с внутренней стороны пазы и пружины для выталкивания роликов. Внутреннее кольцо жестко привязано в ведущему валу. Ролики передают момент при зацеплении механизма.

    В муфте с храповым механизмом вместо пазов на внешнем кольце расположены однонаправленные зубья, а заклинивание происходит специальной защелкой, прижимаемой пружинами к внешнему кольцу.

    Принцип работы

    С началом вращения ведущего вала ролики усилием пружин прижимаются к пазам на внешнем кольце, обеспечивая жесткое сцепление и синхронное вращение обоих колец. Когда обороты внешнего вала превышают скорость вращения внутреннего, ролики под воздействием центробежной силы сжимают пружины и утапливаются в широкую часть щели между кольцами, зацепление пропадает. При этом внешнее кольцо может вращаться с большей скоростью, не передавая вращающий момент обратно на ведущий вал и не повреждая трансмиссию.

    Достоинства и недостатки механизма

    При простоте устройства обгонные муфты имеют весомые плюсы:

    • упрощают конструкцию других узлов и агрегатов;
    • срабатывают автоматически, без внешних приводов.

    Есть и недостатки, в частности, роликовые муфты:

    • требуют тщательного соблюдения габаритов при производстве;
    • чувствительны к соблюдению строгой соосности при монтаже;
    • никак не управляются.

    Для храповых обгонных муфт недостатками считаются:

    • удар при блокировке, который делает невозможным применение механизма в высокооборотных узлах;
    • шум при работе;
    • быстрое стирание зубьев из-за высоких нагрузок.

    Муфта свободного хода — неотъемлемый элемент гидротрансформатора механической коробки передач, а также используется как предохранительный механизм в конструкции генератора и стартера автомобиля.

    Запись на Диагностику
    Последние отзывы
    Все отзывы